Росаккредитация

История создания Росаккредитации

Росаккредитация была основана Указом Президента РФ №86 от 24 января 2011 года «О единой национальной системе аккредитации». Как следует из названия, этим указом утверждалась вся система аккредитации, одним из элементов которой и является ФСА. Курировать эту систему было назначено Министерство экономического развития РФ.

Само Положение о Федеральной службе по аккредитации, описывающее её полномочия и структуру, было утверждено спустя 9 месяцев Постановлением Правительства РФ №845 от 17 октября 2011 года.

До этого момента функции по аккредитации органов и лабораторий были распределены по различным федеральным службам, в зависимости от отрасли продукции (Росстандарт, Роспотребнадзор, Россельхознадзор, Росжелдор, Россвязь). Понятно, что в такой ситуации не могло быть и речи о какой-то унифицированной и единой системе: многие требования к аккредитованным лицам дублировались и были избыточными, ведомства практически никак не согласовывали эту работу между собой.

Разумеется, подобный подход был крайне неэффективен, а потому не мог серьёзно применяться в рамках формировавшейся тогда системы технического регулирования уже Таможенного союза.

Необходимость передачи функций по аккредитации отдельной структуре была очевидна. И такой структурой стала Росаккредитация, унаследовав эти функции от разных ведомств, о чём гласит 2-й пункт Постановления №845:

Федеральная служба по аккредитации является правопреемником Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору [..] Министерства регионального развития Российской Федерации, Федерального агентства связи, Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федерального агентства железнодорожного транспорта в отношении обязательств в области аккредитации в установленной сфере деятельности, в том числе обязательств, возникших в результате исполнения судебных решений.

Спустя 2 года, 28 декабря 2013 года был принят Федеральный закон №412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации», который и по сей день является основным (но далеко не единственным) документом, регулирующим деятельность Росаккредитации.

Сегодня в национальной системе аккредитации задействовано более 10 000 участников и содержатся сведения о 4 000 000 разрешительных документов (и каждый день оформляется по несколько тысяч). 

Реестры Росаккредитации

В соответствии с Договором о ЕАЭС, национальные органы по аккредитации обязаны вести и администрировать национальные части реестров выданных разрешительных документов и аккредитованных лиц. Данные из этих национальных реестров затем стекаются в соответствующий общий реестр ЕАЭС, администрируемый уже Евразийской экономической комиссией.

Соответственно, в России национальную часть реестра администрирует ФСА с помощью Федеральной государственной информационной системы (ФГИС Росаккредитации).

Однако, публичные реестры — это только "вершина айсберга" данной системы. В реальности же в ней отражено всё: не только разрешительные документы и аккредитованные лица, но и протоколы испытаний, эксперты по аккредитации, средства измерений, испытательное и метрологическое оборудование…

Ну и, разумеется, во ФГИС Росаккредитации содержится вся информация не только о евразийских, но и национальных разрешительных документах и аккредитованных лицах.

Знак Росаккредитации

В сентябре 2019 года Росаккредитация провела свой "ребрендинг", в ходе которого у неё сменился логотип. Но на самом деле изменился не просто логотип, а изменилось позиционирование и акценты: до этого во главе угла стояла Росаккредитация, как орган власти, теперь же акцент сместился на национальную систему аккредитации (НСА), в которой Росаккредитация выступает администратором, но полноправными участниками которой являются все аккредитованные лица.

Новый логотип национальной системы аккредитации утверждён Приказом Минэкономразвития №283 от 22 мая 2014 года (если быть точным, то Приказом №89 от 27 февраля 2019 года, который вносил соответствующие изменения в Приказ №283).

caf219fae7.png

Постановление № 300 Росаккредитации

Отдельно стоит упомянуть этот документ, потому что он значительно расширил полномочия Росаккредитации. Речь идёт о Постановлении Правительства РФ №300 от 21 марта 2019 года «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

Самыми ощутимыми для рынка стали изменения в Постановление Правительства РФ №360 от 30 марта 2017 года «О федеральном государственном контроле за деятельностью аккредитованных лиц». А именно один из трёх новых абзацев в п.13, наделяющий Росаккредитацию новыми полномочиями — не просто прекращать аккредитацию лица, а переводить в архив все результаты его деятельности за определённый период.

Проще говоря, Росаккредитация получила право отменять сертификаты и декларации, если есть основания полагать, что они были выданы с нарушениями, и нет возможности это проверить:

При невозможности проведения Федеральной службой по аккредитации проверки в отношении лица, ранее аккредитованного в национальной системе аккредитации, и при наличии сведений о том, что информация о результатах деятельности аккредитованного лица была внесена им в федеральную государственную информационную систему [..] без фактического проведения всех или части работ по оценке соответствия или с нарушением правил их проведения, Служба принимает решение о переводе сведений о соответствующих результатах деятельности аккредитованного лица в архивную часть реестра. Если период, в который информация о результатах деятельности аккредитованного лица вносилась им в реестры сертификатов соответствия и реестры деклараций о соответствии без фактического проведения всех или части работ по оценке соответствия или с нарушением правил их проведения, достоверно установить невозможно, в архивную часть реестра переводятся сведения за период, равный одному году с даты принятия соответствующего решения.

Новые правила регистрации сертификатов

С 3 июля Росаккредитация ограничила техническую возможность для органа зарегистрировать сертификат соответствия во ФГИС, если до этого испытательная лаборатория не внесла в неё протоколы испытаний по этому сертификату.

Раньше лаборатория проводила испытания и выдавала протоколы на руки органу, а тот уже сам добавлял их к сведениям о сертификате в ходе его регистрации. Сами протоколы регистрировались затем постфактум.

Теперь же лаборатория должна сначала сама зарегистрировать протоколы во ФГИС Росаккредитации, а затем уже орган, регистрируя сертификат, должен указать эти протоколы в качестве доказательной базы по сертификату — и только тогда система его зарегистрирует.

Заявка на оказание услуг в области сертификации, стандартизации и испытаний выпускаемой продукции.

Среднесписочная численность работников компании, чел.:
Выручка компании, руб.:
Прибыль/Убыток компании, руб.:
Объем налогов и сборов, уплаченных в бюджетную систему Российской Федерации (без учета налога на добавленную стоимость), руб.:
Средняя заработная плата в расчете на одного работника компании, руб.

в произвольной форме, дается краткое описание характера проблемы/вопроса, в чем заключена необходимость в поддержке Центра Сертификации, Стандартизации и Испытани

Нажимая кнопку «Отправить заявку», я подтверждаю согласие на обработку персональных данных в соответствии с указанным здесь текстом.

Заявка на партнерство с ЦССИ

Информация о компании
Контакты

Нажимая кнопку «Отправить заявку», я подтверждаю согласие на обработку персональных данных в соответствии с указанным здесь текстом.