О важности проверки продавцом своего поставщика

Почему продавец ответственен за соответствие продукции?

Ответ прост, если не сказать очевиден — потому что именно ему конечный потребитель заплатит деньги, и от него же получит товар. Соответственно, и жалобы будут направлены продавцу, а не изготовителю.

И ответственность перед потребителем (если его права будут нарушены) понесёт в первую очередь именно продавец. Да, он потом может привлечь к ответственности изготовителя за поставку некачественной продукции и даже скорее всего взыскать с него некую компенсацию, но это уже отдельная история, которая к потребителю не имеет совершенно никакого отношения.

Позиция государства здесь такова, что во главе угла стоят именно права потребителя. И на защите этих прав в России стоит отдельный закон («О защите прав потребителей») и отдельная федеральная служба (Роспотребнадзор).

Как проверять и что проверять

В принципе, проверить надо не так уж и много — что поставляемая продукция соответствует всем обязательным требованиям, которые к ней предъявляются, и что это соответствие подтверждено должным образом и в установленном законом порядке.

Если в общих чертах, то эту проверку можно условно описать в виде следующих вопросов:

  1. Подпадает ли продукция под технические регламенты ЕАЭС или под требования национальных стандартов? Если под техрегламенты — то под какие именно?
    1. Подлежит продукция сертификации или декларированию?
    2. На продукцию нанесён единый знак обращения на рынке? «ЕАС» для техрегламентов ЕАЭС или «РСТ» для национальных стандартов.
  2. Подлежит ли продукция государственной регистрации по Единым санитарным требованиям ЕАЭС?
  3. Подлежит ли продукция обязательному подтверждению соответствия, как средство связи?

Ответив на них все, можно уже с уверенностью сказать, под какие требования подпадает конкретная продукция, и какие документы на неё должны быть оформлены. В свою очередь, эти документы продавцу уже необходимо затребовать у поставщика и проверить их по соответствующим публичным реестрам, убедившись, что документы эти действующие (и что они вообще в этих реестрах есть).

Декларация о соответствии средств связи — обязательна!

Про соответствие средств связи хотелось бы сказать отдельно. Точнее, про оформление декларации на товары, не являющиеся средствами связи в бытовом понимании, но являющиеся таковыми согласно букве закона. Речь про бытовую электронику с беспроводными модулями связи (Wi-Fi, Bluetooth, GSM): бытовая техника для "умных домов", беспроводная гарнитура и периферические устройства, пульты управления, устройства удалённого доступа и т.д…

Подробнее мы уже писали об этом в материале про оформление декларации связи на бытовую технику и электронику. Если вкратце, то использовать подобную продукцию в России без декларации о соответствии средств связи — нарушать 126-ФЗ «О связи». Продавать её — способствовать этому нарушению.

Однако, во власти продавца требовать от поставщика наличия декларации связи на соответствующую продукцию. И речь здесь даже не столько о штрафах и санкциях, сколько о гарантиях для покупателя, что продукция действительно соответствует всем требованиям российского и евразийского законодательства.

Штраф не страшен, страшен не штраф

Привлечь продавца к ответственности за реализацию продукции от недобросовестного поставщика могут по следующим статьям КоАП РФ (могут и сразу по нескольким):

  • 14.4. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением установленных законодательством РФ требований
  • 14.7. Обман потребителей
  • 14.8. Нарушение иных прав потребителей
  • 14.43. Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов
  • 14.46.2. Непринятие изготовителем (исполнителем, продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) мер по предотвращению причинения вреда при обращении продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов

Штрафы по этим статьям действительно не заоблачные, особенно для среднего и крупного ритейла. Да и платить их, опять же, возможно придётся всё-таки не продавцу, а производителю или дистрибьютору.

Но! Во-первых, сам факт продажи продукции, не соответствующей требованиям безопасности, больно ударит по репутации продавца, которую, как известно, очень сложно заработать, но при этом легко потерять. Кто захочет покупать в магазине, в котором можно купить некачественный товар?

Во-вторых, разбирательства по делу о правонарушении и сопутствующие этому процедуры (опись, изъятие товара, предоставление документов, ответы на запросы, суды, в конце концов…) отрицательно скажутся на другом важном для ритейла факторе на его стабильной и бесперебойной работе.

И даже если продавец будет признан невиновным и не заплатит штраф, то убытки, которые он понесёт от простоя на время разбирательства, ему никто не компенсирует.

Поэтому, прежде чем договориться о поставке новой продукции на полки своих магазинов, продавцу следует эту продукцию внимательно проверить.

Источник информации: РСТ

Заявка на оказание услуг в области сертификации, стандартизации и испытаний выпускаемой продукции.

Среднесписочная численность работников компании, чел.:
Выручка компании, руб.:
Прибыль/Убыток компании, руб.:
Объем налогов и сборов, уплаченных в бюджетную систему Российской Федерации (без учета налога на добавленную стоимость), руб.:
Средняя заработная плата в расчете на одного работника компании, руб.

в произвольной форме, дается краткое описание характера проблемы/вопроса, в чем заключена необходимость в поддержке Центра Сертификации, Стандартизации и Испытани

Нажимая кнопку «Отправить заявку», я подтверждаю согласие на обработку персональных данных в соответствии с указанным здесь текстом.

Заявка на партнерство с ЦССИ

Информация о компании
Контакты

Нажимая кнопку «Отправить заявку», я подтверждаю согласие на обработку персональных данных в соответствии с указанным здесь текстом.