Термин «менеджмент качества» (МК) определяется в ISO 9000 как «Скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией применительно к качеству».
Для того чтобы направлять деятельность организации и осуществлять контроль, её руководство должно установить политику в области качества и определить цели, которые необходимо достичь в области качества, а затем определить виды деятельности, связанные с планированием, контролем, обеспечением и улучшением качества.
Целью МК в масштабе всей компании является осуществление эффективных и результативных мероприятий, необходимых для повышения удовлетворения клиентов и других заинтересованных сторон. МК ориентируется не только на качество продукта или услуг, но и на средства его достижения.
Ниже кратко описаны четыре составляющие МК:
Планирование качества (ПК)
ПК – это «часть менеджмента качества, направленная на установление целей в области качества и определяющая необходимые операционные процессы и соответствующие ресурсы для достижения целей в области качества» (ISO 9000: 2005 3.2.9).
ПК – это систематический процесс, который переводит политику качества в измеримые цели и требования и устанавливает последовательность шагов для их реализации в течение определенного периода времени. Результаты ПК используются всеми заинтересованными сторонами. Эти результаты представлены в Плане улучшения качества – документе, определяющем процедуры, которые будут применяться, ресурсы, которые связаны с указанными процедурами, кем эти процедуры будут выполняться и когда. Планы улучшения качества должны быть подготовлены отдельно для производственных процессов, для производимых продуктов и для контрактов.
Контроль качества (КК)
КК– это «часть менеджмента качества, направленная на выполнение требований к качеству» (ISO 9000:2005 3.2.10).
КК нужен для оценки фактических эксплуатационных характеристик процесса и продукта. После сравнения фактических показателей с плановыми показателями, КК указывает на то или иное мероприятие, которое необходимо совершить для устранения отклонений, если таковые имеются.
КК применяется как непосредственно на производстве (в цеху), так и онлайн, и требует адекватных ресурсов, в том числе квалифицированных специалистов для контролирования процессов и осуществления своевременных корректировок в случае, если процесс или продукты выходят за рамки установленных параметров.
Обеспечение качества (ОК)
ОК – это «часть менеджмента качества, направленная на создание уверенности, что требования к качеству будут выполнены» (ISO 9000:2005 3.2.11).
Не только заказчики, но и менеджеры нуждаются в ОК, так как они не в состоянии сами осуществлять контроль над всеми производственными операциями.
Деятельность по ОК призвана установить, в какой степени качество было, есть и будет достигнуто. В процесс ОК должны быть включены сопутствующие средства, такие как документальное оформление планов контроля и спецификаций, определение обязанностей, предоставление ресурсов, осуществление проверки качества, ведение записей и предоставление отзывов. ОК является более широким, чем КК, поскольку КК – это часть ОК.
Улучшение качества (УК)
УК – это «часть менеджмента качества, направленная на увеличение способности выполнить требования к качеству» (ISO 9000:2005 3.2.12).
Если вы будете оставаться на одном и том же – даже самом высоком – уровне развития вашей организации, то это ещё не означает, что ваша организация способна выжить. Для поддержания производительности и укрепления вашей позиции на рынке, вам придется постоянно выполнять мероприятия по улучшению качества. Эти мероприятия включают в себя улучшение существующих методов, преобразование процессов для того, чтобы снизить отклонения от нормы и получить больше прибыли, потребляя при этом меньше ресурсов. Если вы хотите достичь прорыва в производительности, то вам потребуется довольно часто вводить новые методы, методики, технологии и процессы.
Концептуализация менеджмента качества согласно определению, ISO 9000: 2005
Говоря проще, четыре составляющие МК имеют дело со следующими основными разделами:
- Планирование качества – правильно ли мы планируем качество?
- Контроль качества – правильно ли мы контролируем качество?
- Обеспечение качества – сможем ли мы обеспечить качество?
- Повышение качества – можем ли мы улучшить качество?
Контроль качества, будучи основой менеджмента качества, должен осуществляться в рамках самой организации. А это требует соответствующего оборудования и техники, способных контролировать качество на надлежащем уровне, квалифицированных специалистов, точных измерительных приборов и наличия основных услуг для поддержки контроля качества. Иначе, надлежащий контроль качества невозможен и, соответственно, невозможно двигаться в направлении обеспечения качества и менеджмента качества.